Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»

С 01.07.2013г. решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011г. № 880 вступил в силу «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»Данный технический регламент заинтересует руководителей учреждений, владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянско-фермерских хозяйств и всех лиц производящих и выпускающих пищевую продукцию, а также участвующих в процессе хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

Объектами регулирования Технического регламента являются пищевая продукция, а также процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации. Технический регламент содержит ряд новаций, которые производителям и реализаторам пищевой продукции необходимо будет исполнять, и за исполнением которых контрольно-надзорные органы будут надзирать.Причем, в ряде случаев для того, чтобы эти нормы исполнялись на практике, необходимы технологические и структурные преобразования в производстве. 

Настоящий Технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах только для личного потребления. Вся пищевая продукция, как животного, так и растительного происхождения, где бы она не производилась (с/х предприятия промышленного типа, товарные фермы, КФХ, ЛПХ), может быть выпущена в обращение (в том числе на рынки) только если она соответствует требованиям данного Технического регламента.

В статье 4 Технического регламента само понятие «пищевая продукция» определено следующим образом: «пищевая продукция – продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, а также продовольственное (пищевое) сырье».
Из этого определения следует, что любая продукция животного происхождения (начиная от туш и тушек до продуктов любой степени переработки) и растительного происхождения, выпускаемая в обращение, должна соответствовать требованиям данного Технического регламента как к ней самой, так и к процессам ее производства.

Следует обратить внимание на норму права, установленную п. 2 ст. 10 Технического регламента, который гласит, что при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points – анализ рисков и критические контрольные точки).

Принципы ХАССП включают в себя следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.

Прослеживаемость продукции животного происхождения означает, что производитель, реализатор, потребитель или контролирующий орган должен иметь возможность отследить весь путь следования продукции «от фермы до стола». Это возможно лишь при 100%-м учете сельскохозяйственных животных, ведении электронных реестров ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых на живых животных, следующих на убой, а также далее на продукты убоя.

Необходимым условием внедрения системы ХАССП является обучение специалистов, которые будут непосредственно контролировать соблюдение тех или иных условий.
Весьма важны нормы права, если говорить о продукции животного происхождения, установленные статьей 19 Технического регламента, которая называется «Требования к процессам получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения».

Так, убой продуктивных животных должен производится только в специально отведенных для этой цели местах. Т.е. продукция животного происхождения, полученная путем подворного убоя, не может быть выпущена в обращение.

На производственных объектах, производящих убой, должны соблюдаться гигиенические и ветеринарно-санитарные требования по содержанию и эксплуатации производственных объектов по производству (изготовлению) мяса и мясной продукции, направленные на обеспечение выпуска безопасной пищевой и непищевой продукции, а также на предупреждение возникновения недопустимого риска.

Это означает, что убой должен осуществляться на специально созданных для этой цели объектах инфраструктуры, которые должны соответствовать нормам безопасности, требованиям по документированию и требованиям по обеспечению прослеживаемости происхождения сырья (т.е. в данном случае – живых животных, направляемых на убой).

Статья 19 Технического регламента устанавливает еще одно важное требование: «Не допускается направлять на убой для использования на пищевые цели продуктивных животных, обработанных препаратами для защиты от насекомых, и (или) в отношении которых применялись лекарственные средства для ветеринарного применения, предназначенные для откорма, лечения, профилактики заболеваний, до истечения сроков ожидания их выведения из организма продуктивных животных».

Для реализации этого требования необходимо документирование всех ветеринарных обработок продуктивных животных, продукты убоя которых выпускаются в обращение и предназначенных в пищу людям.

Учитывая положения статьи 19 Технического регламента, органам власти в муниципальных образованиях необходимо уже сегодня начать работу по оборудованию специализированных убойных площадок, на которых прежде всего будет осуществлять убой животных, выращенных в личных подсобных хозяйствах граждан, поскольку приведение в соответствие убойных цехов мясоперерабатывающих предприятий – задача главным образом самих хозяйствующих субъектов.

Статья 16 Технического регламента устанавливает требования к условиям хранения и удаления отходов производства (изготовления) пищевой продукции.

Отходы, образующиеся в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, должны регулярно удаляться из производственных помещений. Отходы, образующиеся в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, делятся на категории:
а) отходы, состоящие из животных тканей – биологические отходы;
б) отходы жизнедеятельности продуктивных животных;
в) иные отходы (твердые отходы, мусор).

Отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости. Конструктивные характеристики емкостей должны обеспечивать возможность их очищения и (или) мойки и их защиту от проникновения в них животных. Удаление и уничтожение отходов из производственных помещений, с территории производственного объекта по производству (изготовлению) пищевой продукции не должны приводить к загрязнению пищевой продукции, окружающей среды, возникновению угрозы жизни и здоровью человека.

Таким образом, органам власти в муниципальных образованиях следует решить вопрос утилизации биологических (боенских отходов), поскольку данный вопрос до сей поры остается открытым. Вышеперечисленные и некоторые иные введенные Техническим регламентом нормы права принципиально меняют ситуацию с производством продукции в ЛПХ и КФХ, поскольку владельцы ЛПХ и КФХ не будут готовы к изменениям в своей деятельности.
Основная задача принятого Технического регламента состоит в том, чтобы обеспечить безопасность, экологическую чистоту, надлежащую маркировку и упаковку выпускаемой пищевой продукции. При этом, реализация положений данного документа должна осуществляться при взаимодействии хозяйствующих субъектов, органов власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что Технический регламент не отменяет требования Технического регламента Республики Казахстан «Требования к безопасности рыбы и рыбной продукции», утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.05.2009г. № 743 и введенного Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010г. № 132 в действие на территории РФ, являющейся членом Таможенного Союза. Данный документ содержит конкретные требования к маркировке и упаковке рыбы и рыбной продукции.

Также Технический регламент не отменяет требования по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы, определенные «Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», утвержденными Приказом МСХ РФ от 16.11.2006г. № 422.

 

Ветеринарным специалистам при оформлении ветеринарных сопроводительных документов необходимо четко вносить в бланк документа показатели маркировки, упаковки продукции, избегать написания «согласно нормативным документам», чтобы не возникало разночтений при оценке соответствия продукции представленным документам.

Назад